СЕТЕВОЙ
КАНАЛ РЕРИХОВСКИХ НОВОСТЕЙ
*
MYSTERIUM MAGNUM *
ROERICH-NEWS
WEB-CHANNEL
"Будь осторожен, когда хочешь в человеке бить по дьяволу, чтобы не задеть в нём Бога" [Мансур-эль-Холлай].
Выставка "Рерихи: взгляд из Санкт-Петербурга"
В 2005 году исполнилось 70 лет со
времени подписания первого в истории
международного договора об охране
памятников и учреждений культуры (Пакт
Рериха, Вашингтон, 1935 г.), заложившего основы
современной международной системы охраны
культурного наследия. Кроме того, 50 лет
назад (5 октября 1955 г.) на северо-западе Индии
в Калимпонге ушла из жизни Е.И. Рерих.
В ознаменование этих памятных
дат в Санкт-Петербурге (Россия)
организована выставка «Рерихи: взгляд из
Петербурга», открытие которой
состоялось в Смольном соборе 22 сентября
2005 г. Срок работы выставки – один месяц.
Участниками выставки являются:
- Музей-институт семьи Рерихов;
- Исследовательский фонд Рерихов;
- Региональная культурно-просветительская
молодёжная общественная организация «Мир»;
- Региональная общественная
организация «Адамант»;
- Международный
благотворительный фонд «Рериховское
наследие»;
- Санкт-Петербургское
художественное училище им. Н.К. Рериха.
Выставка состоит из нескольких
самостоятельных тематических отделов.
Музей-институт семьи Рерихов представляет
«Наследие Рерихов в Музейном фонде
России». Зрителю демонстрируется та
часть петербургского наследия семьи
Рерихов, которая была впервые передана
в Музейный фонд РФ в 2003 г. Это событие стало
этапным в истории развития Музея-института
семьи Рерихов как научного центра,
учреждения культуры с перспективными
задачами использования в современных
условиях творческого и мемориального
наследия всех членов семьи Рерихов. В
качестве экспонатов будут представлены
мебель из их квартиры на Мойке, 83,
произведения живописи и графики, предметы
прикладного искусства, посуда, личные вещи,
предметы каменного века из археологической
коллекции Н.К. Рериха, рукописи, книги,
фотодокументы. Большинство из выставленных
предметов (общее число – ок. 300) никогда
ранее не экспонировались и не
публиковались.
Исследовательский Фонд Рериха
представляет две тематических раздела: «Святослав
Рерих – мгновения жизни» и «Символ
Знамени мира». Первый раздел посвящён
выдающемуся художнику и общественному
деятелю Святославу Николаевичу Рериху
(23.10.1904 – 30.01.1993). В экспозиции
представлены фотографии и документы из
архивов Санкт-Петербурга и частных
коллекций, а также книги, открытки, статьи.
Второй раздел посвящён 70-летию подписания
Пакта Рериха. В нём помещены многочисленные
фотографии, дающие представление о
распространённости Знака Знамени мира,
которое было учреждено Пактом, среди разных
стран и народов с древности и до наших дней,
а также документы, книги, статьи,
посвященные Пакту.
Выставка проходит по адресу :
Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 1,
Смольный собор.
Часы работы ежедневно,
кроме среды, с 11.00 до 18.00.
Дни Петербургской философии - 2005
16 - 19 ноября 2005 г., в год 65-летия
Философского факультета СПбГУ, Санкт-Петербургское
Философское Общество и Санкт-Петербургский
Государственный Университет, Философский
факультет проводят Дни Петербургской
философии - 2005 "Общественное призвание
философии".
В программе:
Торжественное открытие
Дней Петербургской философии - 2005 - 16 ноября
(среда), 11:00. Регистрация участников с 10:00.
Актовый зал СПбГУ, Университетская наб., 7/9 (вход
с Менделеевской линии).
Приветствие ректора СПбГУ академика РАО РФ
Л.А. Вербицкой. Ведущие: проф. В.Н. Троян, проф.
С.Н. Иконникова.
На Днях Петербургской философии с
докладами выступят: декан философского
факультета СПбГУ д.ф.н., проф. Ю.Н. Солонин, гл.
научный сотрудник отд. этногендерных
исследований ИЭА РАН академик РАО РФ И.С.
Кон (г. Москва), гл. научный сотрудник
института социологии РАН проф. А.Г.
Здравомыслов (г. Москва), декан факультета
социологи ГУГН РАН, зав. отделом
исследования социальных трансформаций
института социологии РАН д.ф.н., проф. В.А.
Ядов (г. Москва), д.ф.н., проф. А.А. Грякалов (РГПУ
им. А.И. Герцена), д.ф.н., проф. М.С. Козлова (Институт
философии РАН, г. Москва) и многие другие
преподаватели из России, ближнего и
дальнего зарубежья.
18.00 - Праздничный концерт.
17, 18, 19 ноября - Работа секций и
круглых столов, отчетно-перевыборная
конференция СПбФО.
В рамках Дней Петербургской
философии - 2005 пройдут научные конференции,
семинары и круглые столы:
- V ежегодная конференция "Философская
антропология: традиции, проблемы,
перспективы". К 10-летию создания кафедры философской
антропологии СПбГУ. Руководитель - проф. Б.В.
Марков. Секретарь - Г.Е. Сергиевская. Кафедра
философской антропологии философского
факультета СПбГУ. Тел.: (812) 328-97-94, доб.123; e-mail:
anthrop@philosophy.pu.ru
- VII ежегодная конференция "Стратегии
этической и эстетической рефлексии".
Руководители - проф. Н.В. Голик, проф. Т.А.
Акиндинова. Ученый секретарь - к.ф.н., асс. А.Е.
Радеев. Кафедра этики и эстетики
философского факультета СПбГУ. Справки у Ю.Т.
Кравченко по тел.: (812) 328-94-30, доб. 108; Факс: (812)
328-08-71; e-mail: ethic@philosophy.pu.ru
- Международный
семинар " Религия и наркотики. Как
противодействовать наркоугрозе?" - 18
ноября (пятница), 10.00 - 17.00, регистрация с 9.30.
Конференц-зал (ауд. 108) философского
факультета СПбГУ, Менделеевская линия, д. 5.
Международный центр антинаркотической
политики ECAD/СПбГУ. Руководитель - Георгий
Зазулин, координатор Международного Центра
Антинаркотической Политики СПбГУ, член ОАК
при полномочном представителе Президента
РФ в СЗФО, представитель ECAD в России, доц.
кафедры конфликтологии СПбГУ. Секретарь -
Мария Кудрявцева. Телефон: (812) 328-94-24, доб. 124;
e-mail: zazulin@ecad.ru http://www.ecad.ru
Предполагаемые секции, круглые
столы, дискуссии:
- Конфликты в современной России: технология
разрешения социальных конфликтов - Круглый
стол. Руководитель - д.п.н., проф. А.И.
Стребков. Секретарь - Н.В. Кожура. Кафедра
конфликтологии философского факультета
СПбГУ. Тел.: (812) 328-94-24, доб.124; e-mail:
conflict@philosophy.pu.ru
- Метафизика искусства - IV.
Поэтика города. Традиции отечественного и
мирового петербурговедения. Руководитель -
проф. М.С. Уваров. Секретарь - к.ф.н. Н.А.
Орлова. Кафедра философии и культурологии
ИППК - РГИ при СПбГУ. Тел.: (812) 350-13-97; e-mail:
sofik@mail.ru
- "Ницше-семинар XX" - Круглый стол "Идиосинкразии философии". Руководители -
доц. В.Ю. Сухачев, доц. Г.П. Любимов, доц. А.Н.
Исаков. Секретарь - Г.Е. Сергиевская.
Кафедра философской антропологии
философского факультета СПбГУ. Тел.: (812)
328-94-30, доб. 106; e-mail: anthrop@philosophy.pu.ru
- Макс Шелер и
его последний проект: судьба
антропологического поворота в ХХ веке и
перспективы философской антропологии в ХХI
веке. Руководители - проф. Б.В. Марков и Д.Ю.
Дорофеев. Кафедра философской антропологии
философского факультета СПбГУ. Тел.: (812)
328-94-30, доб. 106; e-mail: anthrop@philosophy.pu.ru
- Философия
этноса. Русская идея и русский этнос: вызовы
ХХ века. Руководитель - доц. Н.А. Беркович.
Секретарь - В.Б. Тихонова. Тел.: (812) 590-03-84;
786-84-95; e-mail: social@philosophy.pu.ru
- Проблема философии
насилия в современном обществе.
Руководители - доц. А.А. Гоголкин, доц. Л.О.
Борисенко. Секретарь - доц. В.К. Иошкин.
Справки по тел.: (812)427-76-59; 427-75-80, доб. 3140. Л.О.
Борисенко.
- Философия культуры и
культурология: вызовы и ответы.
Руководители - проф. С.Н. Иконникова, проф. Л.К.
Круглова. Ученый секретарь: к.ф.н., доц. Л.А.
Орнатская. Секретарь - Е.С.Захарова. Кафедра
культурологии философского факультета
СПбГУ. Тел.: (812) 328-95-90, доб. 115; e-mail:
culture@philosophy.pu.ru
- Реалистическая традиция в
русской философии и культуре. Руководители
- проф. В.Л. Обухов, проф. Р.А. Зобов, с.н.с. Л.И.
Сугакова. Секретарь - А.М. Матвеев. Кафедра
философии и деканат Гуманитарно-педагогического
факультета Аграрного университета. Тел.: (812)
470-73-19; (812) 476-38-33. Справки у О.А. Тальзи.
- Компаративистский анализ
общечеловеческого и национального в
философии. Руководитель - проф. А.С.
Колесников. Секретарь - к.ф.н. С.Л. Бурмистров.
Кафедра современной зарубежной философии
философского факультета СПбГУ. Справки по
тел.: (812) 328-97-94, доб. 120; e-mail: contemp@philosophy.pu.ru;
paradigma@narod.ru
- Философия науки и техники:
история и современность. Руководители: проф.
Э.Ф. Караваев, проф. В.П. Котенко. Секретарь -
доц. Е.Е. Елькина. Справки по тел.: (812) 558-03-28;
e-mail: techn@philosophy.pu.ru
- Русская философия и
история отечественной науки - Круглый стол.
Руководители - проф. Ю.И. Ефимов, доц. В.В.
Макаров. Секретарь - доц. В.В. Макаров.
Кафедра философии РАН. Тел.: (812) 323-53-76; e-mail:
vlamakarov@yandex.ru
- Философское измерение политики:
история и современность - Круглый стол.
Руководители - проф. В.А. Ачкасов, проф. В.А.
Гуторов. Кафедра полит. институтов и
прикладных полит. исследований СПбГУ;
Кафедра политологии СПбГУ. Справки по тел.:
(812) 328-94-24, доб. 119; 328-97-94, доб. 113; e-mail: deppolit@ru.ru
- Аргументативный дискурс: логические,
когнитивные и коммуникативные аспекты.
Руководитель - к.ф.н., доц. А.И. Мигунов.
Секретарь: П.Е. Подвойская. Кафедра логики.
Тел.: (812) 328-94-30, доб. 106; e-mail: logic@philosophy.pu.ru.
Презентация учебника "Символическая
логика" (СПб: изд-во СПбГУ, 2005).
- Духовный
потенциал марксизма. Руководитель - д.ф.н.,
проф. В.Г. Марахов, к.ф.н., доц. В.Ю. Перов.
Секретарь - А.Е. Егоров. Кафедра социальной
философии и философии истории. Тел.: (812)
328-95-90, доб.118; e-mail: social@philosophy.pu.ru
- Практическая
философия. Руководители - проф. К.С. Пигров,
проф. В.Г. Марахов. Кафедра социальной
философии и философии истории философского
факультета СПбГУ. Тел.: (812) 328-95-90, доб. 118; e-mail:
social@philosophy.pu.ru
- Философия как профессия.
Руководители - проф. К.С. Пигров, доц. В.А.
Говорунов. Кафедра социальной философии и
философии истории философского факультета
СПбГУ. Тел.: (812) 328-95-90, доб. 118; e-mail:
social@philosophy.pu.ru
- Журналистика в мире политики:
назначение журналистики. Руководитель -
проф. С.Г. Корконосенко. Секретарь - О.В.
Курдибановский. Кафедра теории
журналистики факультета журналистики
СПбГУ. Тел.: (812) 328-59-96; e-mail: socjur@mail.ru
- Рациональность и свобода. Руководители -
проф. Б.И. Липский, д.ф.н. Ю.М. Романенко.
Секретарь - А.М. Усачев. Кафедра онтологии и
теории познания философского факультета
СПбГУ. Тел.: (812) 328-94-24, доб. 120; e-mail:
ontolog@philosophy.pu.ru
- В.А. Штофф и современная
философия науки - Круглый стол.
Руководитель - д.ф.н., доц. Ю.М. Шилков.
Секретарь - А.М. Усачев. Кафедра онтологии и
теории познания философского факультета
СПбГУ. Тел.: (812) 328-94-24, доб. 120; e-mail:
ontolog@philosophy.pu.ru; shilkov@JS12322.spb.edu.
- Самодеятельная
философия. Руководители - проф. К.С. Пигров, М.Г.
Годарев-Лозовский (председатель СПбФК).
Секретари - Е.Л.Лодкина, Г.Г. Половченя.
Кафедра социальной философии и философии
истории. Тел.: (812) 328-95-90, доб. 118; 730-72-43; e-mail:
social@philosophy.pu.ru.
- Перспективы и ресурсы
философии: прогнозы, оценки и констатации -Дискуссионный
стол. Руководители - проф. А.А. Грякалов, проф.
Б.И. Липский, проф. В.В. Савчук Секретарь - асс.,
к.ф.н. И.И. Мавринский. Кафедра онтологии и
теории познания философского факультета
СПбГУ. Тел.: (812) 328-94-24, доб.120; e-mail:
ontolog@philosophy.pu.ru.
- Студенческая научная
конференция "Философия и жизнь".
Руководитель - доц. А.В. Говорунов. Секретарь
- асс. Е.А. Маковецкий. Кафедра философской
антропологии философского факультета
СПбГУ. Тел.: (812) 328-97-94, доб. 123; e-mail:
anthrop@philosophy.pu.ru.
16 ноября, 18:00 - Выступление
вокальной студии Санкт-Петербургского
государственного университета.
Художественный руководитель - Наталия
Соколова. Концертмейстер - лауреат
Международного конкурса Дмитрий Барбашин (Актовый
зал СПбГУ).
В Дни Петербургской философии
пройдет награждение премией Санкт-Петербургского
философского общества "Вторая навигация"
за 2005 год. Будут организованы выставки-продажи
книг ведущих издательств города.
В
Российской национальной библиотеке с 14 по 28
ноября будет проходить выставка "Петербургская
философия в духовном мире России. ХХ век".
Московский пр. д. 165, корпус II, ст. метро "Парк
Победы".
В рамках Дней Петербургской
философии - 2005 Музей-институт семьи Рерихов
в Санкт-Петербурге, Рериховский Центр,
Философский факультет СПбГУ, Санкт-Петербургское
философское общество проводят 7 октября 2005
г. в 10.00 в Петровском зале СПбГУ конференцию,
посвященную 130-летию Н.К. Чюрлёниса "Н.К.
Рерих и Н.К. Чюрлёнис: историософские и
культурологические проблемы". Справки по
телефонам: (812) 328 9590, доб. 118 и (812) 315 72 10. E-mail:
social@philosophy.pu.ru; office@roerich-museum.org.
Контактная
информация:
Заявки на участие, авторскую
справку и темы докладов с указанием секции
или круглого стола присылать до 1 ноября 2005
г. по электронной почте: science@philosophy.pu.ru
и на
адрес секции или круглого стола. В
компьютерном варианте на дискете - по
адресу: 199034. Санкт-Петербург, Менделеевская
линия, д. 5, Философский факультет СПбГУ.
Научный отдел (к.104 б), с пометкой "Дни
Петербургской Философии - 2005".
По итогам
ДПФ-2005 выйдет сборник наиболее интересных
выступлений и материалов. Тезисы только
реально присутствующих участников будут
представлены на секциях и круглых столах.
По вопросам оформления и подачи тезисов
обращайтесь к руководителям и секретарям
секций и круглых столов.
Иногородние
участники должны сообщить о необходимости
бронирования места в гостинице (общежитии)
не позднее 1 ноября 2005 года.
Телефон для
справок: (812) 328-94-40, добавочный 105.
Факс: (812)
328-44-08. Тел.: (812) 328-94-21.
E-Mail: science@philosophy.pu.ru,
tatyana@DR2709.spb.edu.
Интернет: http://www.spbu.ru,
http://www.philosophy.pu.ru, http://anthropology.ru.
Девятые Вавиловские чтения
Марийским государственным
техническим университетом, Научно-культурным
центром - Домом ученых г.Йошкар-Олы,
Факультетом социальных технологий МарГТУ,
при поддержке Правительства РМЭ, Научно-исследовательского
центра государственной аккредитации
Министерства образования и науки РФ,
планируется проведение 24-27 ноября 2005 года
Девятых Вавиловских чтений - всероссийской,
междисциплинарной, постоянно действующей
научной конференции, с международным
участием, работающей в направлении диалога
наук. Чтения проходят под эгидой
Российской академии наук (Института
философии, Института социологии, Института
физики РАН). Тема чтений: "Безопасность
человека, общества, природы, в условиях
глобализации как феномен современной науки
и практики".
В рамках чтений планируется:
- Круглый стол на тему: «Безопасность
человека, общества, природы России в
условиях глобализации» (24-25 ноября).
- Научный семинар на тему: «Безопасность и
глобализация в парадигме современного
научного знания и практики:
синергетический аспект» (26-27 ноября).
В чтениях традиционно принимают
участие ученые Йошкар-Олы, Казани, Москвы,
Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Самары,
Ижевска, Сыктывкара и других учебных и
научных центров РФ, а также зарубежных
стран.
В рамках чтений состоятся Вторые
всероссийские Вавиловские чтения, для
студентов и аспирантов вузов РФ (Малые
Вавиловские чтения), с участием
представителей зарубежных вузов, в
соответствии с теми же требованиями и
кругом вопросов, что и основные чтения.
Студентам вузов, вместе с заявкой и
тезисами, необходимо представить
рекомендации научных руководителей. В
рамках Вторых Вавиловских чтений для
студентов и аспирантов будет проведен
конкурс на лучшие студенческие доклады, с
вручением дипломов.
Основные направления
предлагаемых к обсуждению вопросов
охватывают философские, естественнонаучные,
культурные, образовательные, технические,
технологические, искусствоведческие,
религиозные, экономические, управленческие,
правовые, политические, экологические,
психолого-педагогические, социологические,
медицинские, информационные и другие
аспекты глобализации и ее влияния на
безопасность современного человека,
общества, и природу. С ними связаны и
соответствующие темы секции.
Особое место в чтениях займет
тема вписанности России в процессы
глобализации стран и народов мира и
связанная с этим проблема состояния ее
безопасности в новых условиях.
В рамках чтений участникам будет
предоставлена культурная программа,
возможность знакомства с городом, его
высшими учебными заведениями, Научно-информационным
центром Государственной аккредитации
Министерства образования и науки России,
расположенным в МарГТУ.
Для участия в первом этапе чтений
получения приглашения необходимо
представить тезисы объемом 1-2 стр. текста, в
дискетном варианте (с печатной копией) по
следующим требованиям:
1. Сохранение текста в формате Rich Text Format (*.rtf).
2. Формат имен файлов: кириллица (буквы от A
до Я, цифры от 0 до 9), DOS-совместимые.
3. Шрифт (гарнитура) -Times New Roman (Cyr), 12 пт,
интервал между строками – 1,5, поля по кругу
– 2,5 см.
К дискете приложить распечатку
со сведениями об авторе (Ф.И.О., адрес, работа,
должность, телефоны).
Тезисы должна отличать
актуальность, научная новизна, четко
просматриваемые исследовательские цели,
методы и результаты. В левом верхнем углу
указывается Ф.И.О. (в одну строку), место
работы (учреждение и город в две строки), все
с заглавных на прописные. Название
выполняется ниже заглавными буквами по
центру страницы. Тезисы будут опубликованы
к началу чтений.
По итогам чтений, лучшие доклады,
рекомендованные секциями, будут
опубликованы в сборнике научных статей под
эгидой РАН, на бесплатной основе (до 10 стр.
текста).
Редколлегия имеет право
отклонять работы, уровень которых не
соответствует требованиям. Тезисы и
оргвзнос в размере 100 руб. за страницу (в том
числе в виде почтовых переводов)
принимаются до 15 октября 2005 года по адресу:
424000, Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3, МарГТУ, деканат
факультета социальных технологий (каб. 429),
научному руководителю чтений профессору,
декану Шалаеву Владимиру Павловичу,
секретарю Глушковой Тамаре Павловне. Тел.
для справок: (8362) 68-60-35, (8362) 68-60-40. Факс (8362)
41-08-72. E-mail: SNIT@marstu.mari.ru.
Третьи Торчиновские чтения
Санкт-Петербургский
Государственный Университет, Философский
факультет, Кафедра философии и
культурологии Востока и Санкт-Петербургское
Философское Общество сообщают, что 15-18
февраля 2006 г. на философском факультете
Санкт-Петербургского государственного
университета состоится третья ежегодная
научная конференция, посвященная памяти
выдающегося отечественного востоковеда и
религиоведа Е.А. Торчинова (1956 - 2003). На
конференции предполагается заслушать и
обсудить доклады представителей разных
областей востоковедческой науки,
объединенных общим интересом к
исследованию религиозной жизни стран
Востока.
Доктор философских наук,
профессор философского факультета СПбГУ,
основатель и первый заведующий кафедрой
философии и культурологии Востока Е.А.
Торчинов отличался необычайной широтой
научного кругозора. Среди его исследований
- специальные работы по истории даосизма,
переводы основополагающих даосских и
буддийских текстов, труды по
теоретическому религиоведению и
компаративной философии.
Торчиновские чтения, в отличие от
специализированных востоковедческих
конференций, призваны сформировать общее
пространство для диалога между
представителями разных областей
востоковедения и религиоведения.
Принять участие в Чтениях
приглашаются представители различных
областей востоковедения, таких как
буддология, индология, синология,
арабистика, исламоведение, гебраистика,
шумерология, египтология и др. Кроме того,
приветствуются материалы, посвященные
методологическим и теоретическим вопросам
религиоведения, а также исследования жизни
и творчества профессора Е.А. Торчинова.
Тематика докладов:
- религиозная жизнь Востока: история и
современность;
- прагматика религиозных переживаний;
- религиозный опыт в иерархии культурных
ценностей;
- влияние религии на становление
литературных традиций Востока;
- мистика и рациональность в религиозных
учениях Востока;
- формы взаимодействия религиозных и
политических институтов на Востоке;
- страны Востока в мировом цивилизационном
процессе.
Представление докладов будет
осуществляться в специальных секциях.
Наиболее интересные доклады будут вынесены
на обсуждение в рамках круглых столов.
Заявка на участие в Чтениях
подается до 10.01.2006 и заполняется по форме:
1. ФИО:
2. дата рождения:
3. ученая степень:
4. место работы:
5. должность:
6. контактный телефон:
7. электронный адрес:
8. тема доклада:
9. необходимость временного жилья (да/нет):
10. необходимость официального приглашения
от Оргкомитета (да/нет):
Предполагается публикация
материалов Чтений. Текст представляется в
электронном виде и не должен превышать 10 000
знаков с учетом пробелов и сносок.
Последний срок подачи материалов для
публикации - 01.02.2006. Каждый докладчик
получает один экземпляр сборника бесплатно.
При составлении сборника материалов Чтений
предполагается их минимальная
редакторская обработка с учетом
необходимых технических и стилистических
требований, осуществляемая в согласовании
с авторами.
Выступление с докладом автора (или
его заместителя) является обязательным
условием публикации. Оргкомитет оставляет
за собой право электронной публикации
материалов конференции. Организационный
взнос для граждан России и стран бывшего
СССР - 100 рублей, для остальных участников - 30
евро.
Оргкомитет Третьих Торчиновских
чтений:
Председатель - Кравцова Марина Евгеньевна (Санкт-Петербург),
д.филол.н., профессор.
Сопредседатели - Солонин Кирилл Юрьевич (Санкт-Петербург),
к.филос.н., доцент, Элбакян Екатерина
Сергеевна (Москва), д.филос.н., ст. науч.
сотрудник.
Ответственный координатор - Пахомов Сергей
Владимирович (Санкт-Петербург), к.филос.н.,
ст. преп.
Координатор по связям с общественностью -
Середкина Елена Владимировна (Пермь), к.филос.н.,
ст. преп.
Координатор по информационной поддержке -
Воробьева Марина Владимировна (Санкт-Петербург),
руководитель Центра Религиоведческих
Исследований "Этна".
Секретарь - Нешитов Петр Юрьевич (Санкт-Петербург),
магистр религиоведения, аспирант.
Наш адрес: 199034 г. Санкт-Петербург,
Васильевский остров, Менделеевская линия, 5,
ауд. 110 (кафедра философии и культурологии
Востока). Тел: (812) 328-94-24 (добавочный 130).
Электронный адрес: torchinov2006@yandex.ru
Сайт: http://east.philosophy.pu.ru.
Коллективное
обращение от граждан и общественных
организаций
О выявлении объекта культурного наследия и
включении его в единый государственный
реестр культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской
Федерации (о ситуации вокруг наследия
профессора Ю.Н. Рериха).
Президенту Российской
Федерации Путину Владимиру Владимировичу.
103132, Москва, Старая площадь, дом 4, подъезд 1а.
Генеральному прокурору
Российской Федерации Устинову Владимиру
Васильевичу. 103793, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а,
Генеральная прокуратура Российской
Федерации.
Председателю Правительства
Российской Федерации Фрадкову Михаилу
Ефимовичу. 103274, Москва, Краснопресненская
наб., д. 2, Правительство РФ.
Министру культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации
Александру Сергеевичу Соколову. 109074, Москва,
Китайгородский проезд,7, Министерство
культуры и массовых коммуникаций.
Прокурору г. Москвы Герасимову
Сергею Ивановичу. 115184, Москва,
Новокузнецкая ул., д. 27, Прокуратура г.
Москвы.
Председателю Комитета по
культуре г. Москвы Худякову Сергею Ильичу.
107031, Москва, ул. Неглинная, д.8/10.
В этом году мировой и
российской общественностью широко
отмечается 70-летний юбилей Пакта Рериха (Международного
соглашения по охране художественных и
научных учреждений и исторических
памятников, предложенного всемирно
известным художником и общественным
деятелем Николаем Константиновичем
Рерихом). Несмотря на то, что важность и
полезность этого документа, разнообразных
вопросов защиты культуры, всеми легко
признается, но именно научное и культурное
наследие одного из членов семьи Рериха, -
профессора Юрия Николаевича Рериха, остро
нуждается сейчас в государственной защите.
На основании ст.33, 44 Конституции РФ, ст.7, 26
Федерального Закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об
объектах культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской
Федерации» обращаемся к вам с просьбой
разрешить вопрос по наследию профессора
Юрия Николаевича Рериха находящееся в его
квартире по Ленинскому проспекту 62/1, кв. 35, г.Москвы.
Наследие Ю.Н.Рериха, находящееся в
вышеупомянутой квартире, имеет мировое
значение и включает в себя художественные
произведения, рукописи, принадлежащие
творчеству самих Рерихов, а также
манускрипты, скульптуры, библиотеку и
другие исторические и культурные ценности,
собранные семьей Рерихов в экспедициях,
поездках, или принятые ими в дар. Вопрос по
наследию профессора Ю.Н.Рериха разрешается
много лет и не имеет никакого логического
завершения.
Право законного пользования
данным наследием проживающим сегодня в
вышеупомянутой квартире Васильчиком Ю.В.
является спорным и по сегодняшний день
ничем не подтвержденным. Возбужденное
19.03.2004г. уголовное дело Прокуратурой г.Москвы
по факту «хищения предметов имеющих особую
ценность» было закрыто по неизвестным
основаниям. Несмотря на все существующие
сегодня мнения, ответы и решения различных
служб и ведомств, вопрос по культурному
наследию профессора Ю.Н.Рериха не разрешен
и по сей день.
Согласно ст. 13, 27 Положения об
охране и использовании памятников об
истории и культуры (утв. Постановлением
СССР от 15.09.1982г. №865) государственному учету
подлежат все памятники истории и культуры,
независимо от того, в чьей собственности
или в чьем пользовании они находятся.
Согласно ст.20 Закона РСФСР от 15.12.1978г. «Об
охране и использовании памятников истории
и культуры» предметы старины, произведения
изобразительного и декоративно-прикладного
искусства, строения, рукописи, коллекции,
редкие печатные издания, другие предметы и
документы, находящиеся в личной
собственности граждан и представляющие
значительную историческую, научную,
художественную или иную культурную
ценность, признаются памятниками истории и
культуры и подлежат государственному учету
в целях наиболее полного выявления
памятников и оказания содействия в
обеспечении их сохранности. Исходя из п.7 ст.18
ФЗ от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов РФ» в реестр могут быть
включены объекты культурного наследия, с
момента создания которых или с момента
исторических событий, связанных с которыми,
прошло не менее 40 лет, за исключением
мемориальных квартир и мемориальных домов,
которые связаны с жизнью и деятельностью
выдающихся личностей, имеющих особые
заслуги перед Россией, и которые считаются
выявленными объектами культурного
наследия непосредственно после смерти
указанных лиц. Профессор Ю.Н.Рерих умер
21.05.1960 г., а его брат С.Н. Рерих, являющийся
единственным законным наследником,
скончался 30.01.1993 г. Однако наследие Ю.Н.Рериха
не было включено в Списки выявленных
объектов культурного наследия, и вопрос о
включении данного наследия в единый
государственный реестр культурного
наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации поставлен не
был.
Исходя из п.8 ст.18 ФЗ от 25.06.2002г. №73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской
Федерации» выявленные объекты культурного
наследия до принятия решения о включении их
в реестр либо об отказе включить их в реестр
подлежат государственной охране. Согласно
п.1 ст. 33 ФЗ от 25.06.2002г. №73-ФЗ объекты
культурного наследия подлежат
государственной охране в целях
предотвращения их повреждения, разрушения
или уничтожения, изменения облика и
интерьера, нарушения установленного
порядка их использования, перемещения и
предотвращения других действий, могущих
причинить вред объектам культурного
наследия, а также в целях их защиты от
неблагоприятного воздействия окружающей
среды и от иных негативных воздействий.
Исходя из п.2 вышеупомянутого закона
государственная охрана включает в себя:
государственный учет объектов, обладающих
признаками культурного наследия,
проведения историко-культурной экспертизы,
контроль за состоянием объектов
культурного наследия и т.д.
Уже многие годы доступ в
мемориальную квартиру Ю.Н.Рериха затруднен
как для ценителей, так и для профессионалов,
изучающих жизнь и творчество семьи Рерихов.
По свидетельствам редких посетителей-очевидцев,
которым за последние годы удалось попасть в
мемориальную квартиру Ю.Н.Рериха, квартира
содержится в безобразном состоянии. Нет
элементарных чистоты и порядка. Интерьер
квартиры самовольно менялся проживающим в
ней В.Ю.Васильчиком, часть картин
произвольно перевешена. На стенах квартиры
недостает более 30 картин Рериха по
сравнению с первоначальным их количеством,
оставшимся на квартире после ухода Ю.Н.Рериха.
Сопроводительные ”экскурсии” по
мемориальной квартире в исполнении
проживающего там В.Ю.Васильчика создают у
очевидцев-посетителей впечатление о нем,
как о человеке с психически явно
неадекватным поведением. Возникают вполне
обоснованные опасения за судьбу
находящегося в мемориальной квартире
историко-культурного наследия Ю.Н.Рериха.
Согласно ст.62 Положения об охране
и использовании памятников об истории и
культуры, собственник недвижимого
памятника обязан предоставлять в орган
охраны памятников Охранное обязательство,
нарушив условия обеспечения сохранности
памятника истории и культуры которого
собственник, согласно ст. 63, 69 настоящего
Положения, выплачивал бы неустойку, либо
был бы поставлен вопрос об изъятии в
судебном порядке данного памятника с
соответствующим возмещением, либо
безвозмездно.
Бездействие, игнорирование,
безответственный подход к собственным
должностным обязанностям лиц, которые по
долгу службы должны защищать и сохранять
историческое и культурное наследие,
сегодня привело к тому, что бесценное
наследие профессора Ю.Н.Рериха
подвергается незаконному отчуждению и
использованию. В рамках уголовного дела по
факту «хищения предметов имеющих особую
ценность» Прокуратурой г.Москвы были
выявлены и опрошены лица, которые
приобретали художественные произведения
из наследия Ю.Н.Рериха от Васильчика Ю.В.,
проживающего сейчас в квартире Ю.Н.Рериха.
Все разногласия и споры по
наследию Ю.Н.Рериха государственными
службами расцениваются как обычные,
бытовые проблемы между наследниками по
дележу наследства, между тем как, каждая из
картин данного наследия оценивается в
сотни тысяч долларов, и имеет огромный
спрос за рубежом. Между тем,
государственные службы по охране
памятников истории и культуры России, не
принимая никаких мер по сохранению
наследия Ю.Н.Рериха, тем самым, потворствуют
его исчезновению.
Согласно п.7 ст.18 ФЗ от 25.06.2002г. №73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов РФ» наследие
профессора Ю.Н.Рериха считается выявленным
после его смерти, однако до сих пор данное
наследие отсутствует в Списках выявленных
объектов культурного наследия, не
существует какого-либо государственного
контроля, не проводилась историко-культурная
экспертиза, от настоящего пользователя
данным наследием не было взято Охранное
обязательство. Ни один из пунктов
Федерального Закона «Об объектах
культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации»,
равно как и другие законы и положения по
сохранению и использованию историко-культурного
наследия, не был применен и приведен в
действие по отношению к наследию
профессора Ю.Н.Рериха как к объекту
историко-культурного наследия.
Согласно вышеизложенного просим:
1. включить наследие Юрия Николаевича
Рериха в Списки выявленных объектов
историко-культурного наследия;
2. провести историко-культурную экспертизу
в целях определения категории историко-культурного
значения объекта культурного наследия –
мемориальная квартира Ю.Н.Рериха по
Ленинскому проспекту 62/1, кв. 35, г.Москвы,
коллекции художественных произведений,
скульптуры, рукописи, манускрипты,
библиотеку и другие исторические и
культурные ценности;
3. включить историко-культурное наследие
Юрия Николаевича Рериха в единый
государственный реестр культурного
наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации;
4. выявить законность пользования данным
наследием Васильчиком Ю.В.;
5. с учетом выявленных фактов незаконного
отчуждения предметов наследия Ю.Н.Рериха,
взять под строгий государственный контроль
данное наследие;
6. привлечь к уголовной и дисциплинарной
ответственности лиц своим действием либо
бездействием, косвенно или прямо виновных в
незаконном использовании, нарушении
целостности наследия, незаконном
отчуждении, приведшем к угрозе
исчезновения данного наследия.
Желающие поддержать это обращение могут присылать свои данные - ФИО, или полное название организации и ФИО его руководителя, и адрес прописки, или юридический адрес организации - либо непосредственно в эту тему Форума http://forum.roerich.com/viewtopic.php?t=2156, либо на E-mail a777666@mail.ru или ЛС модератора раздела «Защита Наследия Рерихов» - Николая Атаманенко.
Обращение
рядовых рериховцев
к участникам отчетно-перевыборной
конференции МЦР
Сентябрь-октябрь 2005 года
Уважаемые рериховцы!
Уважаемые делегаты октябрьской отчетно-перевыборной
конференции общественной организации "Международный
Центр Рерихов" (Москва, пер. Знаменский
3/5)!
К вам обращаются такие же
рериховцы как и вы. Имеем ли мы право
голосовать на отчётно-перевыборной
конференции МЦР или не имеем - это не мешает
нам выражать заинтересованность в судьбе
общественной организации "Международный
Центр Рерихов". Поддерживаем ли курс
правление МЦР или не поддерживаем - это наше
моральное право на свободное волеизлияние,
ибо оно имеет право на существование не
только в соответствии с конституцией
России (как и других демократических
конституций других государств), но и с точки
зрения Учения Живой Этики, в которой
говорится о свободной воле человека как
высшего дара Духовной Вселенной. Наше
свободное и независимое отношение к
политике, проводимой правлением МЦР, не
мешает нам изучать духовное и культурное
наследие Рерихов, а также не мешает нам
успешно развивать и воплощать в жизнь
заветы этой семьи Рерихов и их Учителей.
Поэтому мы также заинтересованы в
сохранении рериховских архивов, хранящихся
в запасниках МЦР, как и вы сами, уважаемые
участники отчётно-перевыборной
конференции.
Мы не хотим ничего отобрать у
общественной организации "Международный
Центр Рерихов". Мы приветствуем и
поддерживаем коллективные имущественные
права общественной организации МЦР на
архивы семьи Рерихов, переданных С.Н.Рерихом
"Советскому Фонду Рерихов", который
затем трансформировался в МЦР. Мы лишь
желаем, чтобы эти коллективные
имущественные права были закреплены
общественной организацией, делегатами
которой вы являетесь. Мы считаем, что
окончательная точка в споре имущественных
прав на архивы Рерихов приведёт к улучшению
атмосферы всего Рериховского Движения.
Поэтому мы выступаем за единую целостность
имущественного права на рериховские архивы,
а именно мы поддерживаем имущественные
права на рериховские архивы только одной
общественной организации - "Международный
Центр Рерихов".
В настоящий момент у нас, как и у
многих других рядовых рериховцев, нет
чёткой информации о сохранности и
имущественных правах на архивы семьи
Рерихов, которые передал С.Н.Рерих СФР, и
которые сегодня находятся на балансе МЦР.
От этого незнания происходит много
спекуляций и догадок, которые не в пользу
МЦР. Чтобы снять эту напряжённость и
недоразумение, мы просим вас, участников
отчётно-перевыборной конференции МЦР,
внести в повестку дня вашей конференции
рассмотрение вопроса о публикации в
Интернете полных версий следующих
документов:
1. Устав международной
общественной организации "Международный
Центр Рерихов", основная редакция
которого утверждена общим собранием "Международного
Центра Рерихов" от 20 сентября 1991 года и в
новой редакции, с дополнениями и
изменениями от 15 апреля 1998 года, а также
последующих редакций Устава МЦР, если
таковые проводились до настоящего момента.
2. Свидетельство о регистрации
общественного объединения международная
общественная организация "Международный
Центр Рерихов" от 10.04.2000 года номер 494.
3. Полный список учредителей
международной общественной организации
"Международный Центр Рерихов". 4.
Полный список членов международной
общественной организации "Международный
Центр Рерихов", имеющих право голоса на
отчётно-перевыборных конференциях этой
организации.
5. Фотокопии полного поименного
списка архивных материалов, составленного
С.Н.Рерихом, по которому происходила
передача имущества по документу "Архив и
наследство Рериха для Советского Фонда
Рерихов в Москве", на основании которого
19 марта 1990 г. в СФР было передано наследие
Рерихов.
Мы надеемся, что публикация
данных документов в Интернете станет актом
доброй воли участников отчётно-перевыборной
конференции МЦР и крупным шагом на пути к
оздоровлению культурно-этической
обстановки, в которой живут и работают
многие тысячи людей, которым дорога и
небезразлична судьба архивов семьи Рерихов.
Мы надеемся на ваше взаимопонимание и
желание конструктивного диалога. Мы,
рядовые рериховцы, протягиваем участникам
отчётно-перевыборной конференции МЦР руку
дружбы и сотрудничества.
Сбор подписей проходит
по следующему адресу: redaktion@lebendige-ethik.net.
Приём подписей открыт 20 сентября и
продолжится до 15 октября 2005 г. ФИО и город
подписантов будут публиковаться по мере
поступления. Сборщик подписей гарантирует
тайну электронного адреса подписантов.
Уважаемые рериховцы, вы можете
поддержать это Обращение не только
отсылкой электронного письма на адрес
уполномоченного лица, но и оставив
соответствующее сообщение на одном из
рериховских форумов по следующим указанным
адресам:
Форум сайта "Грани Эпохи": http://grani.agni-age.net/portal/modules.php?name=Forum&d_op=view&id=2931
Форум "Живая Этика (Агни Йога),
Теософия": http://www.forum.roerich.com/viewtopic.php?t=2152&highlight=
Форум сайта "Манас": http://www.agni-yoga.net/phpBB/viewtopic.php?t=295&highlight=
В этом случае ваше имя будет занесено на
данную страницу сразу же, как только
уполномоченное лицо просмотрит
соответствующий форум, что он делает
ежедневно.
Новая книга
Издательский дом "Агни"
и Государственная Третьяковская галерея
подготовили альбом «Николай Рерих: мозаики,
иконы, росписи, проекты церквей. Монография».
Эта книга посвящена значительному вкладу
великого художника Николая
Константиновича Рериха в русское
религиозное искусство начала XX века.
Храмовая живопись Н.К. Рериха 1906-1915 годов
органично претворила древнерусское
наследие, достижения византийского,
западного искусства, современные веяния
модерна и отражает религиозно-философские
искания деятелей Русского культурного
ренессанса. Автор монографии — известный
искусствовед Е.П. Маточкин, много лет
изучающий творческое наследие Н.К. Рериха и
написавший ряд книг по этой тематике.
Настоящее издание богато иллюстрировано —
имеются и первые публикации.
Самара: Издательский дом «Агни»,
2005. — 200 с.: ил.
Посмотреть и заказать книгу
можно в Интернет-магазине AgniArt.ru по адресу http://www.agniart.ru/rus/item_show.fcgi?id=27929.
Рериховское Движение, — какое оно?
Если не принимать во
внимание те зёрна Учения, что были
оставлены Рерихами в России до Великой
Отечественной Войны (1926 год), то можно
говорить о 47-ми годах развития Живой Этики в
России, прошедших со времени приезда в
Москву Ю.Н.Рериха (1957). Из них период с 1957 по
1980 (вторая половина 70-ых, когда началось
существенное расширение экспозиции
Рерихов в ГМВ, Москва) — подготовительный,
с 1980 по 1991 (примерное начало активного роста
численности рериховских ячеек “на
местах”) — период первичного роста, с
1991 по сегодняшний день — 14 лет крайне
интенсивного развития.
При поверхностном взгляде на
регионы стран СНГ и России, в которых ведут
свою деятельность организации,
инспирированные Живой Этикой, налицо
чрезвычайное разнообразие,
разнонаправленность и многовекторность,
присутствующие в каждом регионе. Может даже
сложиться впечатление, что в этой массе
хаотического движения нет объединяющих
моментов, или они чрезвычайно слабы, чтобы
скрепить воедино островки рериховских
организаций (думаю, не стоит доказывать, что
существование нескольких организаций в
нескольких регионах ещё не есть
существование Рериховского Движения).
Приходится сталкиваться с тем,
как люди, связавшие свою жизнь с Движением и
даже вознесённые фортуной на вершины
авторитета, с лёгкой руки судят о Движении,
ставят задачи и выносят приговоры, не
сформулировав самого понятия. Возможно,
чёткость в определениях помогла бы в
решении определённых вопросов и обязывала
бы пускаться в дискуссии на данную тему
строго в деликатной, воспитанной манере.
Ни юридическая (ФЗ РФ № 82 в
редакции 1998 г. с дополнениями ФЗ РФ № 26 от
2002 г.), ни социологическая (научное
определение социальных движений,
создающихся, прежде всего, для изменения
существующего социального строя или
положения в обществе отдельных категорий
граждан) формулировки, касающиеся
общественных и социальных движений, нас не
удовлетворяют. Они слишком узки, не
учитывают многих кардинальных черт
Движения, рождённых культурологическими
идеями Рерихов. Учитывая то, что
Рериховское Движение руководствуется
идеями всестороннего совершенствования
человека и общества, оно существует, прежде
всего, в сфере культуры, распространяя
затем созданные там “смыслы” в другие
отрасли жизни.
Поэтому наиболее подходящим
кажется культурологическое определение,
подсказанное А.В.Карповым: "В иерархии
социальных организаций… одну из
ключевых позиций занимают социально-культурные
движения. Под социально-культурным
движением понимается единство идеологии и
её сторонников, воплощающих данную
идеологию путём практической социально-культурной
деятельности. Толчком к формированию
социально-культурных движений служат
социально-культурные противоречия в
обществе. У истоков социально-культурных
движений стоит творческая интеллигенция,
которая, разрешая эти противоречия,
выдвигает идеалы, программы, планы,
зачастую утопические, но обладающие
интеллектуальной и эмоциональной
привлекательностью. Эти «проекты»
воспринимаются кругом последователей,
готовых реализовать их практически.
Совокупность идей, сплотивших
единомышленников, образует идеологию —
идеальную силу социально-культурного
движения, которая входит в качестве
составной части в общественное сознание.
Таким образом, социально-культурные
движения это, во-первых, движение
определённых культурных смыслов (идеологий)
в социальном пространстве и, во-вторых,
множество единомышленников, готовых
реализовать эти смыслы практически...".
Таким образом, Рериховское
Движение есть социально-культурное
движение. Оно было инициировано в среде
выдающихся деятелей мировой и русской
культуры в эпоху, плотно насыщенную
социально-культурными противоречиями.
Прилагательное “утопичное” отнюдь не
унижает ценностей, запечатлённых в идеях
Рерихов. На исторических примерах можно
видеть, что именно эти утопии и рождали всё
то светлое, чем гордятся все большие народы.
Исходя из вышесказанного, изучать
структуру Движения, его состояние, проблемы
и перспективы, определять его задачи —
удел культурологии в комплексном её
понимании (возможно, исторической
культурологии).
Для оценки “внешнего” и “внутреннего”
содержания Рериховского Движения, выберем
два критерия:
- для определения социальной адаптации
Движения применим социальную
структурированность, стройность. Выбор
данного критерия обусловлен следующим
соображением: с целью реформации жизни
Движение должно сделаться её частью,
органично входя в принятую структуру
общества;
- для оценки культурного роста применим
критерий нравственности. Е.И.Рерих
определяла нравственность мерилом
культуры и просвещённости. В сознании
Рерихов культурность человека и его
духовность — корреляты и синонимы.
Аргументы в пользу социальной
адаптированности:
1. Возникновение и рост российских музеев им.
Рерихов, других коллективных организаций,
инспирированных культурологическими
идеями Рерихов (например,
Благотворительных фондов), с
централизацией вокруг них меньших
региональных коллективов.
2. Интенсивное формирование единого
информационного пространства Рериховского
Движения стран СНГ на примере солидных
журналов или Интернет-порталов,
относительно независимых друг от друга и
доступных каждому участнику Рериховского
Движения (и вообще любому человеку).
3. Попытки публично сформулировать
этические кодексы, которые объединили бы
деятельность отдельных коллективов и
поставили локомотив Рериховского Движения
на единые идеологические рельсы.
4. Дальнейшее сближение участников Движения
видится в постепенном преодолении
разобщенности, возникшей в период “монополизации
идей”, с приходом ему на смену
болезненного периода “крушения
призрачных авторитетов”, поставленных
нами самими на пьедестал с надписью “Истина
лишь у меня”.
Аргументы, говорящие против
социальной адаптированности Рериховского
Движения:
1. Дальнейшая практика обособленности и
избранности, пресловутого “выявления
ликов”, вследствие неспособности
самостоятельно разобраться в океане
разнообразной идеологической информации.
2. Отсутствие института общественного
мнения в рамках Рериховского Движения,
способного стать реальным, сдерживающим
эксцессы и нарушения этических норм,
фактором. Не сформирован ни
мнениеобразующий отдел, ни те “инструменты”,
коими он смог бы нравственно осаживать
утерявших чувство меры гордецов.
Факты в пользу культурного роста
Рериховского Движения:
1. Постепенный отход от практики травли
идеологических оппонентов внутри Движения
в сторону терпимости и понимания.
2. Согласно данным СМИ, Рериховское Движение
в регионах проявляет стоическую активность,
сознательно сопротивляясь
разъединительным и другим негативным
тенденциям, руководствуясь собственным
нравственным вкусом.
3. Рост культурного уровня предполагает,
конечно же, рост творческой мысли. Согласно
такому утверждению, в регионах можно найти
примеры своеобразного подхода к осмыслению
великого Рериховского наследия, а в СМИ —
труды по его изучению и приложению к жизни.
Безусловным минусом, говорящим
против высокого культурного уровня
Движения, можно считать недооценку миссии
культуры, как эволюционно нового,
центрального для всей Рериховской проблемы,
понятия. Частично это можно объяснить
медленной ассимиляцией того
категориального и понятийного аппарата,
который уже накоплен в области
культурологии её ведущими представителями
в лице С.Н.Иконниковой, Ю.М.Лотмана, М.С.Кагана
и др.
Ни для кого не секрет, что время и,
соответственно, история цикличны. В связи с
этим кажется поразительным тот факт, что до
сих пор мы не проанализировали богатейший
опыт, оставленный Рериховскому Движению
его предшественником в лице Теософского
Движения. Автору не удалось найти ни одного
опубликованного исследования,
сопоставляющего эти два почти равнозначных
явления мировой культуры. Опыт Теософского
Движения наглядно показывает, как
упускаются большие возможности, и без
Высшего руководства сознание постепенно
мельчает, оставляя целые континенты
лишёнными влаги Высшей мудрости,
воплощённой в теософии. Хочется верить, что
та отчуждённость друг от друга, которую
являли нам теософские организации ХХ века,
не правило, но лишь следствие отхода от
нравственных принципов, сформулированных Е.П.Блаватской
при основании Теософского Движения.
Примерно с 1991 года можно увидеть признаки
возрождения теософии с перемещением
основных её центров в Европу. Будем верить,
что это великое Движение оправится от той
тяжёлой, затяжной болезни, угроза которой
висит и над Рериховским Движением, а именно,
болезни самости и нравственного вырождения.
Современному Рериховскому
Движению не хватает здорового пульса жизни,
который выражался бы в регулярных
международных съездах, преследующих,
прежде всего, не организационные, а научные
и культурные цели. В таких съездах
участвовали бы не заслуженные и
отфильтрованные делегаты, но представители
всех существующих ячеек дружественных
стран. Обращаясь к историческим примерам,
страшно себе представить, что было бы с
мировой культурой, если бы все четыре
собора раннего буддизма были бы посвящены
“ловле блох” и поиску виноватых.
Рериховское Движение стран СНГ
объективно нуждается в одном или
нескольких периодических изданиях, которые
занимались бы исключительно сбором и
публикацией новостей Движения в возможно
широких масштабах. Единая база выставок,
единый каталог изданий, единый реестр
организаций и проводимых ими мероприятий
крупного масштаба. Без штамповки постыдных
комментариев. Так от мирового судейства мы
перешли бы постепенно к объединению.
Лишь рост культурного уровня,
отличного от повседневности, сможет
привлечь в Рериховское Движение
талантливую молодёжь, породить в ней
уверенность в избранных идеалах; лишь с
культурных вершин изойдут завещанные
духовные богатыри.
Когда это произойдёт? Ответ на
этот вопрос даст будущее. Сегодня мы можем
лишь просчитать и удалить с пути те
препятствия, что уже видны.
Р.Усов.
По материалам сайта электронного этико-философского журнала "Грани Эпохи"( №22): ethics.narod.ru .