Чему
же учил Иисус? Да вот именно этому: "Дети,
любите друг друга!" Думаю, в этой сжатой
формуле и заключено всё Его учение. "Учение
Иисуса можно записать на ладони", –
так уважительно и по-восточному
афористично сказал об основателе
христианства другой выдающийся Учитель
Востока, впервые давший европейским
ученым скрытые до времени основы этики
и философии ("Агни-Йога" – "Живая
Этика"). Но попробуйте развернуть это
краткое Иисусово Учение (которое “можно
записать на ладони”) – и вы найдете
там неисчерпаемые глубины. Найдете
подлинные истоки нашей духовности.
Дмитрий Мережковский, замечательный
русский писатель, говорил на закате дней
своих: "Если бы меня спросили, чем я
занимался всю свою жизнь, я бы ответил:
читал Евангелие". Как вы понимаете, речь
идет о постижении глубины таких, кажется,
простых евангельских текстов. Об этих
глубинах говорил и апостол Павел в Первом
послании своём коринфянам: "Мудрость
же мы проповедуем между совершенными, но
мудрость не века сего и не властей века сего
преходящих, но проповедуем премудрость
Божию, тайную, сокровенную, которую
предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
которой никто из властей века сего не
познал; ибо если бы познали, то не распяли бы
Господа славы".
Слышите, о чем речь? Речь о глубоких,
сокровенных знаниях, но знаниях не того, и
даже еще не нашего времени. О знаниях,
которые существовали "прежде веков" и
которые, тем не менее, предназначены не для
"властей века сего преходящих", но для
будущего. О знаниях, которых современные Иисусу
власти не поняли, потому что если бы поняли
– не распяли бы... Да и сам Иисус у
евангелиста Матфея на вопрос учеников,
почему он простым людям притчи говорит, а
не "мудрость тайную", как им, ученикам
своим, ответил, что они, ученики, способны
понять Его учение, а "простые" люди
– еще не способны: "Вам
дано знать тайны Царствия Небесного, а им
не дано; потому говорю им притчами, что они
видя не видят и слыша не слышат, и не
разумеют; ибо огрубело сердце людей сих, и
ушами с трудом слышат, и глаза свои
сомкнули..."
Вот
как просто подошли мы к очень важной
мысли – коренному аспекту понятия "духовность":
к великой преемственности вероучений,
иными словами – к изначальным знаниям о
духовной основе мироустройства и
человека. Мы, люди христианского мира,
не появились вдруг, и само вероучение
христианское тоже не “из ничего”
родилось, и наш Учитель – тоже не
впервые и не первым пришел к человечеству.
Сам Иисус, отвечая на упреки современных
ему священников, что он проповедями и
действиями своими нарушает законы
предшествующих пророков, говорил: "Не
нарушить закон и пророков пришел Я, но
исполнить". И в самом деле – за
полторы тысячи лет до Иисуса был Моисей,
знания свои и посвящение получивший от
жрецов египетского храма. А между ними
были Будда, Конфуций и Зороастр. А еще
раньше, за пять тысяч лет до Иисуса жил и
учил Кришна. А древнейшие индусские
священные тексты насчитывают двадцать и
более тысяч лет. А еще до того – за
миллионы лет! – были иные цивилизации,
и тайные знания их чередой великих
Учителей человечества, их неизменным
самопожертвованием, в сохранности были
донесены и до наших дней... Вот почему
апостол Павел, наш с вами едва ли не
современник – по этим-то историческим
меркам! – говорит о сохранности и
проповеди знаний ("премудрости
Божией"), которые были "прежде
веков". И в самом деле: серьезнейшие
исследователи Евангелий не только нашего
времени, но и минувших столетий, находят и
приводят в своих работах десятки и
десятки едва ли
не буквальных совпадений текстов нашего
Евангелия с текстами древних и
древнейших священных книг разных времен
и народов.
Не огорчаться и не стыдливо замалчивать
это, но радоваться надобно: Учение всегда
было единым, потому, что исходило оно
всегда от Единого. И только принимало
различные формы и аспекты – в
зависимости от исторической эпохи и
менталитета народа, куда был послан
очередной Учитель, – послан затем,
чтобы спасти очередной народ от
очередного витка одичания. Это уже мы,
люди, которые всё еще "видя не видят, и
слыша не слышат, и не разумеют", сделали
из единого учения множество враждующих
меж собою религий и церквей... А между тем,
наиболее выдающиеся религиозные деятели
неизменно выступали против религиозных
междоусобиц. Блаженный Августин, отрицая
религиозную нетерпимость, советовал
держаться правила: "В главном –
единство, в спорах – свобода, во всем
– любовь". И Будда учил: "Чти
свою религию и уважай все другие". И
в Коране ведь нет ни одного слова о борьбе
с "неверными", а тот самый термин "джихад",
который политические спекулянты от
ислама сделали лозунгом невежественных
террористов, действительно означает
священную войну, но священную войну со
всем черным и злым в своей собственной
душе, но никак не войну с христианами!
Еще раз хочу сказать: Учение – единое
от начала веков. Три великие мировые
религии – буддизм, христианство, ислам,
– есть три ветви от единого ствола
Знания. Только всякий раз, когда
наступает очередной эволюционный срок,
Учитель приходит к народу в его
национальной одежде и говорит на его
языке и в его понятиях. А как же иначе?
И
потому приход в мир Великого Учителя
Иисуса – это сердечный праздник не
только для христианского мира, не только
для каждого искренне верующего, какой бы
конфессии ни прилежало его сердце. Это
праздник для каждого просвещенного
человека, вне зависимости от того,
верующий он или нет.
Юрий Егин
Информационно-аналитический
центр
"Мистериум Магнум"
Дневники Е.И.
Рерих в Интернете
В
первой половине 2002 года одной из самых
острых дискуссий Рериховского Движения
явилась дискуссия вокруг публикации
российским издательством "Сфера"
архивных материалов (дневников) Е.И. Рерих.
МЦР занял жесткую позицию, согласно
которой эта публикация сейчас
преждевременна и со стороны "Сферы" и
Нью-Йоркского музея им. Н.К. Рериха
юридически неправомерна. Мнения
участников Рериховского Движения
разделились.
Однако
парадоксальность ситуации заключается в
том, что, по нашим сведениям, американский
хранитель дневников Е.И. Рерих - Амхерст
колледж - уже около десяти лет (а возможно и
больше?) предоставляет право всем желающим
работать с этими дневниками в своей
библиотеке и копировать их фрагменты.
Весной
2002 года один из участников РД предпринял
радикальный шаг и начал публикацию
дневников Е.И. Рерих, а также различных
материалов, связанных с дискуссией вокруг
них, в Интернете.
Выпуск подготовлен Главной
редакцией Roerich-NWC (Россия), при участии
Дальневосточного Бюро службы новостей.
Подписано к публикации 30.09.02.
Главный редактор - С.Аблеев. Ответственный
редактор - С.Кузьминская.
Технический директор -
Э.Барт. Литературный редактор - В. Новиков.
Редактор службы новостей - Ю. Брусницкий.
Редактор Дальневосточного Бюро службы
новостей - Ю. Егин.
Трансляция по Интернету с терминала
генерального оператора Канала ИАЦ "Мистериум
Магнум".